Редакция: (8332) 37-00-55[email protected]

В Кирове идёт 12-я научно-практическая конференция «Салтыковские чтения»

«Россия, — государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь — лотерея», подсказывает герою повести «Запутанное дело» привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, — отвечает какой-то недоброжелательный голос, — но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?».

Андрей Степанов, корреспондент: «Конец цитаты из повести Михаила Салтыкова «Запутанное дело». И что? А то, что это и другие произведения были признаны вольнодумными и 22-хлетний помощник секретаря канцелярии военного министра Михаил Салтыков отправляется из Санкт-Петербурга в ссылку».

В ссылке, в Вятке, Михаил Салтыков  не сидит взаперти, а работает. И не кем-нибудь, а старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе. И первая командировка — в Кай. Это сейчас до Верхнекамского района и дальше до Кая можно доехать часов за шесть, а в 1848 году?

Вот именно благодаря командировкам и разным расследованиям, которые на него возлагались, и узнал Михаил Салтыков провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах. Позднее Тургенев скажет - «Салтыков знает свою страну лучше, чем кто-нибудь из современников». А сегодня страна знает Салтыкова лишь по литературным произведениям.

Фёдор Петров главный научный сотрудник Государственного исторического музея (г. Москва): "Сразу хочу сказать специалистам, что отдельного фонда архивных документов Салтыкова-Щедрина у нас нет. Но разрозненные материалы имеются".

Один из таких материалов — письмо Салтыкова-Щедрина к знакомому с просьбой пристроить в печать сказку «Орёл-меценат». Цензура тогда была особо изощрённой, карательной. То есть за крамолу в журнале отвечали и издатель и, тем более, сам автор и всё равно Щедрин ищет возможности опубликовать своё произведение.

Фёдор Петров главный научный сотрудник Государственного исторического музея (г. Москва) " Любезный Пётр Михайлович. У меня есть сказка, да никто её не берёт. Не хотите ли попробовать, ну не возьмёт её цензор ну и пусть, а набор её встанет рублей в 10, кои из своего кармана готов оплатить".

Почему мы до сих пор не забыли Салтыкова-Щедрина, хотя писал он уже два века назад?

Наталья Злыгостева научный руководитель научно-практической конференции «Двенадцатые Салтыковские чтения»: "Он очень чутко ощущал внутреннюю психею простого русского человека, которая за всё это время не изменилась".

28 октября конференция продолжится в доме-музее Михаила Салтыкова-Щедрина.